Чувство вины и как от него избавиться

_________________________

Перфекционизм и как с ним бороться

_________________________

Все о прокрастинации или как не откладывать важные дела на завтра

_________________________

Я расстался с девушкой. Что делать?

_________________________

Как побороть лень

___________________________

Я рассталась с парнем. Что делать?

_________________________

Как заставить себя учиться

_________________________

Типы женщин. Женские сексуальные архетипы

_________________________

Как преодолеть страх перед экзаменом

_________________________

Проблема выбора профессии: МГУ или МГИМО

_______________________________

Как не волноваться на экзаменах

_________________________

Как помириться с девушкой

_________________________

Девушки воспринимают меня только как друга

_________________________

Как простить измену

_________________________

Хочу выйти замуж за властного мужчину старше себя

_________________________

В чем смысл жизни. Диалог с психологом.

_________________________

Что делать если в любви признался друг

_________________________

Не могу выбрать между двумя мужчинами.

 

 

СТАТЬИ И ЗАМЕТКИ

Как правильно бороться с ленью.

Сколько раз я слышал - как только мы садимся и пытаемся что-нибудь делать, на нас нападает необъяснимая апатия, нашу волю как будто  парализует. Возникает ощущение, что нет никаких сил - ни моральных, ни физических. И вот тут в голове у человека и возникает мысль – я ленивый, это меня лень одолела. Сделав такой вывод, человек сначала пытается с ленью бороться. Он собирает в кучу остатки воли и заставляет себя учиться или работать. Помогает ненадолго, через какое-то время лень возвращается и становится еще сильнее. Сделав несколько аналогичных попыток человек вешает на себя ярлык – «я ленивый и ничего с этим поделать нельзя».

Меня часто спрашивают – «как заставить себя учиться», «как заставить себя работать», «как бороться с ленью», и даже ни больше, ни меньше – «как убить в себе лень». На что я обычно отвечаю – никакой лени в природе не существует, а есть лишь неспособность человека грамотно использовать ту энергию, которой наделила его природа. И в этом смысле якобы ленивый человек подобен бедняку, владеющему участком с золотым месторождением, который не знает как воспользоваться принадлежащим ему богатством. У каждого есть ресурсы чтобы полноценно учиться и работать, весь вопрос в том, имеет ли сам человек доступ к этим ресурсам.

Так что же в реальности скрывается под так называемой ленью?

Если вы не можете сделать то, что хотите, это означает, что  психическая энергия, которую вы могли бы использовать для работы или учебы блокирована. Блокировка эта может иметь много разных причин. Какие именно причины могут блокировать вашу энергию  легче понять, рассмотрев конкретные примеры. Вот два последних случая из консультационной практики.

Ко мне обратились два студента с казалось бы одной и той же проблемой.  И тот и другой не могли сосредоточиться на учебе, как только они брали учебник в руки или пытались выполнить домашнее задание,  на них нападала апатия, и они ничего не могли с собой поделать. Как только они не пытались заставить себя учиться, ничего не помогало. Обратились ко мне в тот момент, когда оба уже были на грани отчаяния.

Когда мы стали разбираться, что же на самом деле с ними происходит, оказалось - причины лени в этих случаях  разные. В первом случае студент ходил на все лекции и на все семинары, но ни на лекциях, ни на семинарах, не понимал ни слова из того, что говорили преподаватели. Когда я спросил его - зачем же ты зря тратишь свое время и силы на лекции, ведь ты можешь потратить это время на самостоятельную работу и нормально подготовиться к семинарам, он уставился на меня с изумлением – «Разве можно пропускать лекции?! Ведь лекции пропускают только раздолбаи, а он вовсе не хочет быть раздолбаем.  Он хочет серьезно учиться и стать хорошим специалистом в своей области».

Человек убежден  - если он пропустит хоть одну лекцию, то  автоматически станет раздолбаем, покатится вниз по наклонной, и его в конце концов выгонят из института. Пришлось объяснять, что разные люди имеют различную скорость восприятия информации – кто-то воспринимает быстрее, кто-то медленнее, кто-то хорошо воспринимает на слух, а кто-то информацию на слух практически не воспринимает. И если человек не успевает за ходом мысли лектора, это вовсе не значит что он тупой, это просто значит что лекционная форма подачи информации для него не пригодна, и ему нужно искать такой способ учебы, который был бы для него оптимален. И если лекции никак не помогают ему хорошо учиться, то не нужно себя насиловать, а надо просто найти оптимальный способ обучения. Отсюда следовала и рекомендация - не ходить на лекции по предметам, где лекции всего лишь дублируют учебник, а потратить это время для подготовки к семинарским занятиям.

В данном случае грамотному распределению собственных сил (энергии) мешало подсознательное убеждение – «Чтобы хорошо учиться, нужно ходить на лекции». В психологии такие жесткие убеждения называются интроектами. И именно такие жесткие убеждения, которые забиты в сознание человека на бессознательном уровне, не дают ему взглянуть на ситуацию по-новому. Чтобы снять психологический блок, нужно было показать человеку, что убеждение это ни на чем не основано.

Во втором случае ситуация была принципиально иной. Студент вообще бросил ходить и на лекции, и на семинары, пытался делать что-то самостоятельно, но как только брал учебник в руки, глаза застилала мутная пелена. На мой вопрос - почему же он не ходит на семинары, он ответил - на первый семинар он еще сходил, а вот на второй не пошел, потому что не до конца сделал домашнее задание, которое ему задал преподаватель на первом семинаре. А он считает для себя неприемлемым ходить на семинары, если он не подготовился к вопросам преподавателя на 100 процентов. Когда я спросил него – «А что же будет если он все-таки придет на занятия не до конца подготовленным?» он ответил, что испытает сильное чувство стыда и перед преподавателем и перед сокурсниками.

Но ведь семинары нужны не только и даже не столько для контроля за учебой студентов, сколько а)для получения новой информации и б) для личного контакта с преподавателем.  А чувство стыда он испытывает вовсе не перед реальным преподавателем, которому по большому счету «до лампочки», сделал он домашнее задание или не сделал, а перед свои внутренним цензором, который сидит у него в голове и жестко контролирует каждый его шаг.  Отсюда следовала и рекомендация – ходить на все лекции и уж тем более семинары, независимо от того, сделал он домашнее задание или нет. Потому что пропуск одного семинара влечет за собой порочную цепочку – чем меньше ходишь – тем меньше знаешь - чем меньше знаешь - тем сложнее подготовиться к следующему семинару - чем хуже подготовился к семинару -  тем больше чувство стыда – чем больше чувство стыда, тем сложней заставить себя прийти на семинар – и так до бесконечности. Точнее до тех пор, пока не выгонят из института.

Во втором случае таким вот «вредным» интроектом было убеждение - «Нельзя приходить на семинар неподготовленным на 100 процентов». Это убеждение каждый раз, как только человек пытался подготовиться к семинару, вызывало у него сильное чувство стыда. А чувство стыда имеет одно неприятное свойство – если его сила превышает определенный уровень, оно блокирует любую активность, у человека опускаются руки и он чувствует себя полностью опустошенным.

Причины так называемой лени в обоих случаях разные. И таких причин  могут быть десятки, если не сотни. Поэтому в деле "борьбы с ленью" бесполезны советы на все случаи жизни типа – "собери волю в кулак", "заставь себя учиться". Каждый человек нуждается в тех рекомендациях, которые помогут именно ему.

 

Рауф Мухарамов

[ВКонтакте] [Facebook] [stud-psyholog@mail.ru]

Статья подготовлена на основе лекций по

практической психологии, прочитанных для

студентов МФТИ в 2009-2011 г.

 

______________________________________

Super NEW! Cмотрите видеолекцию:

Как бороться с ленью и прокрастинацией

 

 

Прямая ссылка на YouTube

http://www.youtube.com/embed/qHNL_CH11Is

 

______________________________________

NEW! Cмотрите видеолекцию:

Перфекционизм и как с ним бороться

 

 

Прямая ссылка на Яндекс-Видео

http://video.yandex.ru/users/stud-psyholog/view/1/#

 

Читать все статьи на тему

Как бороться с ленью

______________________________________

На тему лени читайте онлайн консультации

Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться!

У меня такая же проблема, как и у большинства студентов, хотя порой кажется что только у меня. Не могу заставить себя учиться. Запустила с самого начала, как результат - куча долгов, депрессия, заниженная самооценка. Я чувствую что учиться могу, постоянно себе это представляю, все планирую, но это остается только в моих мыслях. Я ненавижу свою лень и неспособность концентрироваться на действительно важных вещах. Чем больше я себя заставляю, тем хуже. Для меня сейчас самое важное  - побороть свою лень, и я не знаю как это сделать!

Читать далее >>

______________________________________

Мне стыдно, что я не могу учиться!

Не могу просто заставить себя учиться, сесть почитать и запомнить.   Учить приходится через силу, а выучить все равно  не получается. Я знаю, что нужны усилия, но как их собрать в кучу? Мне уже стыдно, что не могу заставить себя учиться, но желания учиться все равно не возникает. Пытаюсь избрать цель, чтобы учиться хорошо, но все рушится, цель со временем кажется дурацкой и глупой...

Читать далее >>

______________________________________

Когда сажусь за уроки, то ли хочется спать, то ли просто лень.

Когда сажусь учиться, появляется странное чувство, то ли хочется спать, то ли просто лень. У меня скоро экзамены, и я не знаю как буду их сдавать, если буду продолжать в том же духе.

Читать далее >>

______________________________________

Как заставить себя учиться?

Не знаю, как заставить себя учиться. Как только приходиться садиться ботать, то вспоминаются какие-либо дела по комнате (убрать, постирать), вспоминается, что хотел почитать какую либо статью, книгу, пообщаться с каким-нибудь другом, поспать и.т.д. Это приводит к тому, что я сажусь ботать на 15-90 минут позже.

Читать далее >>

______________________________________

Как бороться с ленью.

Как бороться с ленью? Актуальный вопрос в связи с приближающейся сессией. Экзамены уже не за горами, а почти ничего не сделано. Многие испытывают смутное беспокойство, и пытаются усилием воли заставить себя бороться с ленью, но как только они садятся за учебу, сразу возникают обстоятельства, как нарочно мешающие что-то делать. К кому-то в самый неподходящий момент приходят друзья, кто-то наоборот, как только приходит время делать задание, сам чувствует неодолимую тягу зайти поболтать с приятелем или «посидеть» в Интернете. Он убеждает себя, что это всего лишь на пять минут, но пять минут сначала растягиваются на тридцать пять, а потом и на сто тридцать пять.

Читать далее >>

______________________________________________________

 

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ САЙТА

 

КАК ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ МУЖЧИНАМИ     КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ       ЧУВСТВО ВИНЫ

 

Я РАССТАЛСЯ С ДЕВУШКОЙ    ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ          ВЫБОР ПРОФЕССИИ

 

ПРОКРАСТИНАЦИЯ       КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ       О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ       

 

КАК ПОБОРОТЬ ЛЕНЬ             СУБЛИЧНОСТИ           КАК ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ

 

          ЛЮБОВЬ К ДРУГУ      КАК ПОМИРИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ        КАК ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГА

 

         СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ              АРХЕТИПЫ              УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

 

           ТИПЫ ЖЕНЩИН     ПЕРФЕКЦИОНИЗМ       Я РАССТАЛАСЬ С ПАРНЕМ

 

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕВНОСТИ      ПЕРФЕКЦИОНИСТ      УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

 

   ЛЮБОВЬ К ДРУГУ          ПСИХОТЕРАПИЯ      КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ  ДЕПРЕССИИ

 

       ДЕВУШКИ ОТНОСЯТСЯ КАК К ДРУГУ      ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ