Чувство вины и как от него избавиться
Как правильно бороться с ленью
_________________________
Перфекционизм и как с ним бороться
_________________________
Все о прокрастинации или как не откладывать важные дела на завтра
_________________________
Я расстался с девушкой. Что делать?
_________________________
___________________________
Я рассталась с парнем. Что делать?
_________________________
Типы женщин. Женские сексуальные архетипы
_________________________
Как преодолеть страх перед экзаменом
_________________________
Проблема выбора профессии: МГУ или МГИМО
_______________________________
Как не волноваться на экзаменах
_________________________
_________________________
Девушки воспринимают меня только как друга
_________________________
Хочу выйти замуж за властного мужчину старше себя
В чем смысл жизни. Диалог с психологом.
_________________________
Что делать если в любви признался друг
_________________________
Не могу выбрать между двумя мужчинами.
ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ
Когда сажусь за уроки, то ли хочется спать, то ли просто лень.
(Как заставить себя учиться. История 4)
В.
Здравствуйте! Я толком не особо понял куда писать: в Контакт или на почту, но у меня критическое состояние. Мне 16 лет, учусь я в 11 классе. И я никак не могу заставить себя учиться. Приходил домой и сразу садился за компьютер, думал что проблема только в нем. Но теперь, когда я от него отказался, понял что ошибался. Когда сажусь за уроки, появляется странное чувство, то ли хочется спать, то ли просто лень. У меня скоро экзамены, и я не знаю как буду их сдавать, если буду продолжать в том же духе. Хотел бы узнать есть ли какие-нибудь методы, которые мне помогут? Буду очень признателен за помощь.
Р.М. [ВКонтакте] [Facebook] [stud-psyholog@mail.ru]
Привет. Состояние действительно критическое и нужно что-то предпринимать. Иначе экзамены хорошо не сдашь. Но чтобы помочь, мне нужно разобраться в ситуации. Чем подробнее ответишь на мои вопросы, тем легче я пойму, в чем твоя проблема. Поэтому давай рассказывай – куда поступаешь, какие предметы надо сдавать, по всем ли предметам тебе одинаково сложно, когда садишься за учебу, какие мысли приходят в голову, чем ты вообще занимаешься кроме того что учишься – спорт, хобби и т.д.
Писать можно и на почту и в Контакт, смотря куда тебе удобнее.
В.
Я с детства не любил точные науки, поэтому собираюсь поступать на режиссерский. Еще в начале года все было нормально, потом все хуже и хуже, не могу ничего запоминать. Когда сажусь, иногда бывает тупо смотрю в одну точку ни о чем не думая. Иногда думаю о проблемах, ну там чисто подростковые вещи в плане отношений. Иногда думаю и будущем. Я абсолютно разучился контролировать это, не могу просто сесть и спокойно учить, память стала ужасной. Одно время читал книгу по улучшению памяти - помогло, но только на короткий срок. Потом думаю о том сколько всего мне нужно учить и т.д., беспокоюсь о том что успею ли я. Интерес к учебе абсолютно пропал, если есть что-то, из-за чего мне придется не делать уроки, я это сделаю. К примеру, спать иду, уставшим бываю, или же куда-то срочно надо пойти, я пойду лишь бы не делать уроки. Одни мысли об уроках просто убивают. Уже устал, не могу их делать.
Я увлекаюсь фотографией, но в этом году вообще не было времени. Много времени занимает компьютер, сижу на социальных сетях даже если там на онлайне никого нету, и компьютер вечно тянет к себе. Последнее время уже стараюсь не садиться, только вечером, и то иногда затягиваюсь аж до 2 часов ночи. Вот сегодня пришел лишь на пять минут посмотреть что нового, а уже просидел 3 часа. Но был период, когда я вообще завязал с компьютером, весь день к нему не подходил. Но увы улучшении в учебе это не дало. Настолько иссяк, что могу за уроками просидеть максимум 2 часа, не больше. И то, час думаю о других вещах, час только учу. Еще прибавилось много уроков, на режиссерском есть свои экзамены. Раньше посещал спортзал, а теперь просто времени нет.
Р.М.
А что будет если ты не поступишь на режиссерский?
В.
Что будет если я не поступлю? Дома будут ссоры, мечта, которая была с детства просто останется мечтой. Я всегда любил творчество, это моя жизнь. Будет очень сильным ударом для меня. Еще, буду неловко чувствовать себя рядом с друзьями, которые поступили, а я нет... Альтернатива могла бы быть раньше, мог бы не идти на режиссерский, но решил идти за мечтой до конца. Я человек целеустремленный, всегда добивался поставленных целей. Но только вот в этот раз немного сомневаюсь. Всегда хотел стать именно режиссером.
Так вы мне поможете?
Р.М.
Помочь попробую, хотя на расстоянии это сделать непросто, много информации, которую я получаю о человеке при личной встрече мне недоступно. В онлайне я могу руководствоваться только тем, что ты сам пишешь. Так что мне придется задавать тебе еще вопросы и давать некоторые задания, которые ты должен делать.
Будешь делать?
В.
Да, конечно.
Р.М.
Первое задание такое:
Так как ты собираешься заниматься кино, то сделай следующее.
Придумай сценарий короткометражки, в котором бы рассказывалось о молодом человеке, школьнике, который собирается поступать на режиссерский, но не может заставить себя сесть за уроки. Только это должен быть рассказ не про тебя, а про другого человека. Тебе нужно описать те причины, по которым этот молодой человек не может делать уроки.
Какие могут быть варианты? Например такой. Я немного набросаю с точки зрения психологической теории и собственного опыта как консультанта.
Молодой человек может испытывать серьезное психологическое давление связанное со страхом не поступить в институт. Когда страх не очень велик, он помогает готовиться к экзаменам, подстегивает. Если страх перед экзаменом превышает пороговой уровень, то вместо того чтобы подстегивать, он парализует. Человек постоянно думает, что он не успеет подготовиться и в результате не сдаст экзамен и поэтому в подсознании у него крутятся катастрофические картинки (психологи называют это катастрофическими ожиданиями), что с ним будет если он не поступит, как к нему будут относиться друзья, как будут относиться родственники, что он сам о себе будет думать.
Для того чтобы сценарий получился более достоверным попробуй несколько раз понаблюдать за самим собой, когда садишься делать задание, что именно с тобой происходит. Придумай сцену, в которой герой встречается со своими друзьями, их диалог. Придумай сцену с девушкой, которая ему нравится. Можно придумать сценку на экзамене. Ну и так далее.
Если ты это сделаешь, это позволит тебе взглянуть на проблему как бы со стороны, а это уже полпути к ее решению. Задание непростое и может быть сразу его выполнить не получится. Но попробуй держать меня в курсе его выполнения – что получается, а что нет.
Второе задание такое - попробуй описать свой характер. Какой ты? Только без ложной скромности. Как будущий художник привыкай быть честным. Напиши о своих чертах, которые ты считаешь своими сильными сторонами и о том, что ты считаешь своими слабыми сторонами.
В.
Мой характер... Я настоящий. Я не люблю брать какие-то черты характера у кого-то, не стараюсь быть на кого-то похожим. Общителен, но не могу быть таким со всеми - просто есть такой тип людей, с которыми у меня не складывается. Я с детства старался добиваться того, чего хочу. Моей сильной стороной мне кажется это мое мировоззрение, мои мысли, то как я их излагаю. Очень люблю сидеть в компании людей, которых интересует к примеру творчество, или психология, люблю обсуждать, делиться мыслями. Если человек меня уважает, я буду отвечать взаимностью, а если человек не видит кроме себя никого, то я даже не буду стараться впечатлить его, завоевать его внимание. Еще одна сильная сторона - я умею различать людей. По поведению человека уже могу знать можно ли поддерживать с ним отношения или нет. Очень люблю свою профессию, реально живу творчеством. Еще я реалист. Для меня жизнь не отмеряется днями, а отмеряется моментами, когда от счастья захватывает дух.
А теперь плохие стороны.
Я очень ленивый человек. Очень. Еще очень быстро злюсь, особенно в последнее время. Дома ссорюсь с мамой, из-за глупостей конечно. Очень много думаю. Если настигнет проблема, могу просто час думать. Раньше, никогда не кричал, если злился, то и держал эту злость в себе. А теперь не могу. Стараюсь всеми силами, но чтобы я не делал, не получается. К примеру, мама зовет кушать, а я сижу за компьютером. Я говорю что сейчас 5 минут и приду, она через минуту опять и опять зовет, и вот не сдерживаюсь, и срываюсь, говорю что я же сказал что дела ну что потерпеть нельзя что ли! Еще злюсь, когда постоянно повторяет - иди спать иди спать иди спать, это просто бесит! Один день не выдержал. Закурил. Курил 2 месяца, потом дома узнали. Уже как 5 месяцев не курю. И порой хочется закурить сигарету, чтобы успокоится...
Еще слабость это Любовь. Она тоже в прошлом доставляла мне много трудностей. А сейчас, с нынешней девушкой, я не имею трудностей, но порой бывают ссоры у нас... Но они происходят не часто. А еще я романтик, люблю романтику и все что с ней связано, люблю креатив. Люблю море. Люблю дождь, очень нравится то что он смывает за собой негативную энергию. А что он собственно делает? Просто капает, и ничего особенного в нем нету. Очень люблю музыку, пишу стихи, рэп. Ну собственно это все что я могу про себя сказать.
А сценарий получился такой:
Я никогда до этого не писал сценарий, но как-никак, все когда-нибудь в первый раз. Даже на сценарий сил нету, написал мало...
Главные герой - Миша:
Илья - его близкий друг
Эдик - одноклассник
Сцена 1. Будний день.
Утро - Миша никак не может встать с постели. Все жалеет о том, что вчера просидел до 3-ех часов за компом. Наконец встает, умывается, и с сонным видом идет кушать. Весь вялый, без охоты садится, ест, не имея аппетита. Просто знает - если не поест, будет голодным весь день. Выходит на балкон, и предвкушает весь тот ужас. А почему?! Раньше он выпрыгивал из кровати, с счастливой улыбкой, что пойдет в школу, где друзья, где интересно. Но уроки так надоели!
В школе он заходит в класс. Подбегает Эдик. Веселый.
Спрашивает:
- Как дела?
- Спать хочу. Надоело все. А у тебя?
- Отлично! Сдал экзамен, еду учиться в Лондон!
- Поздравляю.
Пока сидел, успел зевнуть раз 100, ему просто осточертело учиться...
Задумался. А что произойдет, если он не поступит? Каждый день, задавая этот вопрос, Миша остается без ответа...
Школа кончилась. Теперь к репетитору.
Близится вечер, утренняя усталость была ничем, по сравнению с нынешним состоянием. С полузакрытыми глазами идет домой. На часах только 7, но хочется спать...
Сцена 2. Встреча с друзьями.
Воскресенье. Друзья собираются в кафе:
- Кто как готовится к поступлению?
- Я в школу не хожу, есть разрешение, – говорит Илья – А ты?
- Вообще не могу учится. В голову ничего не лезет. Не знаю что делать, пытался, пытался, но не получается.
- А ты попробуй медитацию.
- Че, прикалываешься?
- Мне помогает.
Говорили только о том что будем делать после поступления, какие планы будут, кто, кто куда будет ходить, чем заниматься. А Миша говорил о самом интересном для себя - о кино. Его друзья видели в нем будущего режиссера, но вот только единственное препятствие - это экзамен не имеющий ничего относящегося к режиссуре.
Все время, Миша боялся провалить экзамены. И страх был постоянно, был всегда с ним, куда бы он ни шел. Так много людей, которые в него верят, а он разочарует их всех. Включая и ее...
Сцена 3. Судный день.
Миша на экзамене. Он растерян, все забыл. И все от страха, он знал что так и будет Миша дрожит, пробегает глазами по листу с вопросами. Не понимает как можно вообще не делать такие легкие задания, ведь раньше он мог...
Когда ответы были опубликованы. Миша в отчаянии... он не знает куда идти и что сделать... он подвел всех... Мать плачет, сына скоро заберут в армию. Сестры расстроены, им тяжело..., а Миша заперся в комнате, и хочет заплакать, ведь это для него такой сильный удар по жизни...даже не представляет как выйдет на улицу...
Сцена 4. Встречи.
И вот, после экзаменов друзья снова встречаются. Все довольны. Единственный не поступивший - это Миша, он сидит опустив голову... А ребята его понимают... Но они ничего не могут сделать, кроме как утешить его. Но и это у них плохо получается... Он уходит, потому что считает себя здесь лишним. Хочет утешения, идет к своей девушке... Она грустная, хоть и старается этого не показывать. Долго утешает его. А когда Миша уйдет, будет долго плакать, огорчившись за него..., но она никогда его не бросит, хоть это успокаивает... С этого момента, куда бы он не пошел, он кажется лишним, только лишь спустя годы, быть может он забывает свой проигрыш. Он проиграл в жизни. И все мечты, связанные с режиссурой, рассыпались в прах, а все что есть, это просто желания.
Р.М.
Неплохо. Продолжай тренироваться, в будущем пригодится. Я недавно прочитал книгу Роберта Макки (человек который ведет мастер-классы по сценаристике) «История на миллион долларов». Думаю тебе она будет интересна. Ее можно скачать на сайте stud-psyholog.ru в разделе «Библиотека».
Но вернемся к психологии. К тебе такой вопрос. Насколько твой персонаж Миша похож на тебя самого?
В.
Думаю у Миши такой же страх как и у меня. Страх провалить экзамен, и мне кажется он будет чувствовать тоже, что и я. Мне все говорят, что у меня изменился характер. Если что-то пойдет не так, кто-то что-либо скажет про мое будущее, я сразу валюсь с ног. Падаю духом. Порой я замечал такие вещи. Только если мне скажет это близкий человек, например из семьи, или лучший друг, или девушка - так тем более. Мне теперь кажется, что и отец сомневается во мне, сомневается есть ли у меня талант.
Р.М.
А как у тебя складываются отношения с отцом?
В.
Отношения с отцом? Я скажу так. Он всегда меня поддерживал. Раньше я думал, что режиссером стать невозможно для такого как я. Ну, в смысле - я из обычной семьи, режиссура мне казалась чем-то недосягаемым. Уже в 8 классе, понял, что это не так, и что если я захочу, у меня все будет. Именно этому меня научил отец. Он бизнесмен, человек успешный, я всегда старался быть похожим на него. Еще в детстве даже походку старался сделать похожей.
Р.М.
Теперь понятно что с тобой происходит. Ты слишком сильно боишься провалить экзамен и не поступить в университет, ты очень сильно боишься разочаровать тех людей, которые от тебя ожидают успеха в жизни. Ты ожидаешь, что если ты не поступишь в университет, то они (напрямую они конечно этого не скажут), но подумают про себя и будут шептаться между собой, мол, они то думали, что он парень талантливый и способный, а оказалось что вовсе нет, и он такой же как все совершенно обыкновенный. Но больше всего ты боишься разочаровать своего отца, которого ты очень любишь и очень уважаешь. Ведь он надеется , что ты добьешься в жизни успеха уж по крайней мере не меньшего, чем добился он сам, а может даже большего, и для тебя непоступление в университет означает что он разочаруется в тебе. Страх разочаровать других людей и в первую очередь отца так сильно давит на тебя что ты уже не способен толком ничем заниматься. Ты все время находишься в напряжении, как бы в ожидании катастрофы, а когда человек находится в таком сильном психологическом напряжении, даже ничего не делая, он морально и физически устает даже больше чем когда что-то делает. Получается замкнутый круг. Чем больше ты боишься, тем меньше у тебя сил учиться и готовиться к экзамену, а чем меньше ты можешь учиться, тем больше ты боишься.
В.
Вы абсолютно точно определили мою проблему... Все действительно так как вы написали – я очень боюсь разочаровать других людей и это давит на меня. Но что же с этим делать?
Р.М.
В первую очередь тебе нужно разорвать замкнутый круг, о котором я писал. Тебе надо снизить напряжение, в котором ты постоянно находишься, снизить страх.
Есть такая психологическая техника борьбы с такими страхами, которая кажется парадоксальной, и тем не менее она иногда (подчеркиваю иногда) срабатывает. Страх часто уменьшается, когда человек честно сам для себя признается в своем страхе. Подчеркиваю – не отрицает страх, что казалось было бы полезным, а наоборот честно признается. Поэтому каждый раз когда ты садишься за уроки, а также утром когда идешь на занятия, выдели минут десять, запрись один в комнате и каждый раз произнеси речь про свой страх, ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЛУХ И ДОСТАТОЧНО ГРОМКО. (Представь себе что ты актер который проходит кастинг у режиссера в большой комнате. Так вот громкость твоей речи должна быть примерно такой как будто бы ты актер на кастинге, чтобы тебя хорошо услышал режиссер»)
Речь должна быть достаточно длинной - минут на пять как минимум. И обязательно должна быть ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА. Я тебе дам набросок, но ты сам должен ее продолжить и дописать. Чем больше ты сам в нее вложишь своих чувств и переживаний тем больше шансов на успех.
Например что-нибудь вроде такого.
«Я очень люблю своего отца. Я очень уважаю его за то, что он добился в жизни. И я хочу добиться не меньшего, чем он. И я очень боюсь что у меня этого не получится...
Мой отец надеется что я добьюсь в жизни успеха и с честью продолжу его род, и поэтому я очень боюсь разочаровать своего отца….
Я боюсь разочаровать людей, которые читают меня талантливым…»
Ну и так далее …
А теперь вторая часть речи:
«Я знаю, что страх разочаровать других людей давит на меня и не дает спокойно готовиться к экзаменам. Но я хочу стать режиссером и поэтому даже несмотря что я боюсь, мне нужно спокойно готовиться к экзаменам».
Чем больше искренних эмоций ты вложишь в эту речь, тем больше твои шансы освободиться от страха.
Произнеси эту речь не один раз а два или даже три раза подряд.
Можешь попробовать записать ее на видеокамеру.
Попробуй это сделать, а потом написать мне что у тебя получилось. И самое главное напиши мне о тех ЭМОЦИЯХ, которые ты испытывал во время речи, это очень важно.
В.
Я попробовал.
Первые ощущения - агрессия, сердце стало биться быстрее, и захотелось еще даже поднять свой голос, потом начал сильно махать руками, а уже в конце просто когда сказал что я должен поступить перешагнув через страх, сердце успокоилось, как будто нагрузка была а теперь ее меньше. А в конце спокойствие. Как то полегчало.
Р.М.
Надеюсь, что твой страх перед тем, что о тебе подумают твои близкие и друзья, снизился. Теперь нужно переходить ко второму этапу – организации учебного процесса.
Тебе нужно составить подробное расписание для самого себя. И его придерживаться. И еще пойми - дело не в количестве часов, которые ты проведешь за столом, а в качестве. Нужно максимально эффективно использовать свое время. Если ты будешь сидеть за уроками четвертый час, тупо уставившись в учебник, то от этого никакой пользы не будет, один вред. Лучше час позаниматься эффективно, а потом пойти развлекаться, чем три часа заниматься не пойми чем. Поэтому когда ты садишься за урок, и ты должен прежде чем начать заниматься сразу сказать себе - сегодня я буду заниматься с 17 до 20, независимо от того, все ли я успел, что хотел. А потом идешь заниматься своей личной жизнью.
Понятно?
В.
Да
В.
(Через два месяца)
Я поступил!!! Спасибо вам за поддержку!
Р.М. [ВКонтакте] [Facebook] [stud-psyholog@mail.ru]
Поздравляю! Удачи!
Все он-лайн консультации публикуются только с согласия консультируемого.
Читать все статьи на тему
_______________________________________
На эту тему читайте также
Мне стыдно, что я не могу учиться!
Я сейчас учусь на 3 курсе, до этого училась хорошо а сейчас скатилась до троек. Совершенно не могу учиться. Хотя в следующем году уже получать диплом (я бакалавр). Не могу просто заставить себя сесть почитать и запомнить. Боюсь отвечать на экзамене, хотя раньше все хорошо было. Родители тоже ругают за каждый "промах" в учебе. Руки опускаются…, вот вроде как хочу начать учиться, но не могу.
______________________________________________________
ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ САЙТА
КАК ВЫБРАТЬ МЕЖДУ ДВУМЯ МУЖЧИНАМИ КАК БОРОТЬСЯ С ЛЕНЬЮ ЧУВСТВО ВИНЫ
Я РАССТАЛСЯ С ДЕВУШКОЙ ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ВЫБОР ПРОФЕССИИ
ПРОКРАСТИНАЦИЯ КАК ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ УЧИТЬСЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
КАК ПОБОРОТЬ ЛЕНЬ СУБЛИЧНОСТИ КАК ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ
ЛЮБОВЬ К ДРУГУ КАК ПОМИРИТЬСЯ С ДЕВУШКОЙ КАК ВЫБРАТЬ ПСИХОЛОГА
СТРАХ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНАМИ АРХЕТИПЫ УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ
ТИПЫ ЖЕНЩИН ПЕРФЕКЦИОНИЗМ Я РАССТАЛАСЬ С ПАРНЕМ
КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕВНОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
ЛЮБОВЬ К ДРУГУ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДЕПРЕССИИ
ДЕВУШКИ ОТНОСЯТСЯ КАК К ДРУГУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ